Меняем старую сельхозтехнику на новую по нацпроекту

Стартовавшая в начале 2010 года национальная программа по обмену старых автомобилей на новые дала положительный эффект. Этот опыт пришелся по душе и производителям сельхозтехники. В конце апреля 2010 года два российских гиганта "Ростсельмаш" и концерн "Тракторные заводы" предложили властям некоторых регионов запустить аналогичную программу для аграриев. Первый вице-премьер Виктор Зубков в июне того же года внес предложение по созданию национального проекта по утилизации устаревшей сельхозтехники на рассмотрение правительства страны.

Программы по обмену старых сельхозмашин на новую технику, предложенные "Ростсельмашем" и концерном "Тракторные заводы" аналогичны друг другу, и предусматривают денежную дотацию за сдачу старого агрегата в утиль и на покупку новой машины в размере 500 000 рублей. Причем расходы на утилизацию они планируют поделить между своим и региональным бюджетом (концерн "Тракторные заводы" в 2010 году заложил на эти расходы порядка 200 млн. рублей). Таким образом, эти производители планируют увеличить объемы продаж своей продукции на 30%.

Состояние сельхозтехники во многих регионах России катастрофично. Например, в Нижегородской области 80% всех сельхозмашин находится за гранью амортизации. Продажа сельхозтехники в таком состоянии проблематична. Поэтому концерн ведет переговоры с 20 регионами России на предмет привлечения их в этот проект. Это даст возможность аграриям подняться самим и поднять урожайность культур. Однако, некоторые из них хотели, чтобы этот проект распространялся и на запчасти для сельхозтехники.

Финансовое состояние большинства сельхозпроизводителей до сих пор не может оправиться от последствий кризиса. По данным официальной статистики обеспеченность хозяйств сельхозтехникой отстает от нормативных показателей на 50-70% в зависимости от вида машин. Так по тракторам эта цифра составляет 65%, по комбайнам - 55%. По тем же официальным данным срок службы 70% парка сельхозмашин превышает 20 лет.

Покупка сельхозтехники в регионах, не входящих в этот проект, по-прежнему осуществляется по кредитным и лизинговым договорам, так как для большинства сельхозпроизводителей распределять немалую стоимость машин на несколько периодов выгоднее, нежели оплачивать всю сумму сразу. При выборе между двумя этими финансовыми инструментами на лизинге останавливается более 60% заемщиков.