Самый сильный грузчик

Погрузочно-разгрузочные работы всегда требовали от человека больших затрат физической энергии и немалой силы. Поэтому он издревле стал придумывать разнообразные устройства, помогающие в такой работе. Некоторые секреты наших предков в этой области утрачены (например, какие приспособления использовались при строительстве пирамид Гиза нам доподлинно неизвестно), другие – получили дальнейшее развитие и широкое распространение.

В наши дни уже редко перемещаются грузы вручную – и грузы стали тяжелее, и масштабы существенно выросли. Среди устройств для подъема и перемещения грузов в помещениях и на открытых площадках особое место занимает мостовой кран. Этот вид грузоподъемных устройств достаточно прост по конструкции и благодаря этому очень надежен. Он представляет собой горизонтально расположенную поперечную балку с движущейся по ней грузоподъемной тележкой. Поперечная балка, в свою очередь, может перемещаться по расположенным на определенной высоте продольным балкам, таким образом, груз можно поднять и опустить в любой точке площади, охватываемой перемещением поперечной балки. При этом масса груза зависит от назначения крана и может достигать 320 тонн. Подобные устройства монтируются, как правило, стационарно в местах, где постоянно производятся работы по перемещению грузов – в складских помещениях, на грузовых терминалах и на предприятиях металлургической промышленности.

Мощность и грузоподъемность зависит от типа привода, и кран мостовой электрический имеет, разумеется, большую мощность, чем ручной, хотя и краны с ручным приводом находят свое применение. Но вес поднимаемого ими груза ограничивается, как правило, 5 тоннами, и они относятся к первой группе грузоподъемности. Абсолютное же большинство более мощных кранов имеют электрические приводы механизмов подъема грузов и перемещения тележки и поперечной балки.

В зависимости от типа грузов, которые они должны поднимать и перемещать, мостовые краны оснащаются различными грузозахватывающими и грузоподъемными устройствами. Наиболее распространенным и универсальным устройством для удержания грузов служит крюк (гак), к которому с помощью строп может быть закреплен перемещаемый груз. Возможно также закрепление траверсы, для подъема грузов сложной формы. Если кран мостовой предназначен для загрузки металлолома в вагоны или в плавильную печь, на гак крепится электромагнит, который притягивает к себе изделия из черного металла любой формы. Для сыпучих немагнитных грузов используют грейферы, но в этом случае механизм тележки должен предусматривать специальные подъемные механизмы для канатов грейфера, а не только крюка.