Маленькие помощники в больших делах

Перенести с места на место 2 кг груза можно вручную. Чтобы перевезти 20 тонн, требуется грузовой автомобиль. А если нужно переместить на складе несколько ящиков товара? Или довезти от самолета до здания аэровокзала кипу чемоданов? Ни руки, ни грузовик здесь не помогут; требуется совершенно особый, удобный специализированный транспорт. Такой, как электротележки. И надежней всего, если на них отмечено: «выпущено Сарапульским электрогенераторным заводом (СЭГЗ)».

Электротележки СЭГЗ прочно и успешно «прописались» на крупнейших вокзалах и в портах нашей страны, в заводских цехах и на фабричных складах, в необъятных супермаркетах и многих других местах, где требуется перевозка груза, и зарекомендовали себя незаменимыми помощниками.

Если проследить «генеалогическую линию» электрокаров серии ЭК, то она уведет более чем на 60 лет в прошлое, когда Сарапульский завод выпустил первую партию электротележек, грузоподъемностью 2 тонны каждая. Именно это предприятие встало у истока производства отечественного электротранспорта, стремительно вышло на лидирующие позиции по поставкам электрокаров, и за шесть десятилетий так никому этих позиций и не уступило.
Это не удивительно: с того момента, как заводской конвейер выпустил в большую жизнь первую новорожденную электротележку, на СЭГЗ не прекращалось совершенствование этого вида продукции. «У нас накоплен огромный, уникальный опыт производства ЭК, - не без гордости комментирует Ю. Чуверов, начальник отдела ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод». – Все это время специалисты завода работали над расширением ассортимента, повышением качества продукции, улучшали технические характеристики». Лучшее подтверждение вышесказанного – устойчивый спрос на изделия Сарапульского завода.

Среди многих разновидностей электротранспорта СЭГЗ также есть свои лидеры. Например, «любимцы» потребителей электрокара серии ЕТ-2, специально разработанные под перевозку груза по поверхностям, имеющим твердое покрытие. Юркие, маневренные электрокары являются идеальным вариантом для работы на людных вокзалах, в портах, на промышленных объектах; они дешевы в эксплуатации и безопасны в экологическом плане, не наносят ущерба ни окружающей среде, ни бюджету предприятия.
«Очень удобно, что в этой разновидности кары водитель управляет транспортом сидя, плюс предусмотрено дополнительное ограждение водительского и пассажирского мест» - объясняет Ю. Чуверов. - Следует отметить и прочность ЕТ-2: цельносварная рама, в которой стальные профили надежно фиксированы при помощи поперечных балок, надежно удерживает и защищает все основные агрегаты и рабочие узлы. Это продлевает срок работы электротехнических деталей и обеспечивает их надежное функционирование. Тяговый электродвигатель ориентирован параллельно с осью заднего моста. Ведущий мост соединяют с рамой две продольные полуэллиптические рессоры, также на рессорах закреплен и передний, управляемый мост.

Именно возможность поворачивать колеса на значительный угол придает электротележкам серии ЕТ-2 особую маневренность, а минимальный радиус поворота позволяет кару успешно лавировать в складских лабиринтах. Механическое рулевое управление, выверенный диаметр рулевого колеса и передаточное число рулевого механизма делают управление электротележкой максимально удобным».

Процесс торможения электрокара также отлично продуман и технически исполнен следующим образом: в ведущие колеса встроены тормозные барабаны с двумя автономными приводами, рабочий гидравлический приводится в действие нажатием педали, а механический стояночный – с помощью рычага. Перегрузка электрического двигателя и батареи тяги исключена: как только педаль нажата, происходит прерывание электрической цепи и подключение стоп-сигнала.
Не страшно, если ЕТ-2 затормозит слишком резко, и в этом случае водитель не потеряет управление. А если тормозить придется в экстренном порядке, электротележка замрет на месте почти мгновенно, длина тормозного пути будет минимальной.

Хорошей машине – хорошую «обувь»; этот принцип соблюдается на заводе неукоснительно. Кары серии ЕТ-2 ездят на специальных шинах из высококачественной резиновой смеси, которые долго не поддаются износу даже при работе в «экстремальных» для резины условиях. Электротележка уверенно чувствует себя на любой дороге с твердым покрытием благодаря большой ширине протектора, движется плавно, без рывков.
Добиться эффективности работы с минимальным износом механизмов – мечта любых производителей техники. Ю. Чуверов рассказывает, как эту мечту претворили в реальность на СЭГЗ, увеличив при этом на четверть срок непрерывной службы машины: «Серия наших электротележек ЕТ-2 оборудована импульсной системой управления. Бестактный статический импульсный регулятор частоты вращения двигателя (производитель фирма «Curtis», США) производит бесступенчатое регулирование скорости движения плавно, и мягко дает нагрузку на механическую часть. Расход энергии минимален, а аккумуляторная батарея всегда находится на контроле и защищена от полной разрядки».

Электротранспорт должен работать не только эффективно, но и безопасно, об этот также заботятся на СЭГЗ. Следуя указаниям Госстандарта, все произведенные здесь кары сияют ярко-оранжевым сигнальным цветом. В электротележках современной модификации сегодня монтируются осветительные приборы, и безопасной работе не помешает даже полная темнота. Внесены и некоторые конструктивные изменения, выпускаемые в настоящее время кары ЕТ-2 более эргономичны, с более удобной водительской кабиной.
Еще одно качество продукции, которое очень ценят потребители – надежность в эксплуатации. Степень надежности каров серии ЕТ-2 подтверждена специалистами и тем фактом, что любая электротележка этого типа способна отработать не менее 7000 моточасов, прежде чем появится необходимость направить ее на капитальный ремонт. Причем нет необходимости отправлять выработавший ресурс или просто закапризничавший агрегат за тридевять земель, на завод-изготовитель. СЭГЗ постоянно расширяет дилерскую сеть сервисных центров; капремонт, гарантийное или сервисное обслуживание заводской продукции сегодня качественно выполняется во многих городах России.

Еще одно подтверждение своего лидерства в сфере производства электротехники Сарапульский электрогенераторный получил в 2001 году, когда заводу был вручен диплом победителя престижного конкурса «100 лучших товаров России». Заслуженная награда стала не только предметом гордости, но и стимулом к дальнейшему совершенствованию продукции. На настоящий момент коллектив СЭГЗ разработал и освоил выпуск электротележек новой модификации, их грузоподъемность уже не 2, а 3 тонны, а новейший импульсный регулятор «Curtis 1244–6402» обеспечивает контроль скорости и, соответственно, уровень потребления тока. В новой модели все очень рационально: энергия торможения идет на подзарядку батарей, а двигатель работает в четырех режимах, из которых водитель выбирает самый удобный – в зависимости от того, едет ли машина по извилистому проходу склада или торопится по широченному пирсу к причалу. Новый вариант ЕТ-2 сегодня находится в серийном выпуске, опередив отечественные и импортные аналоги и вновь подтвердив высокую репутацию Сарапульского электрогенераторного завода.

В 1956 Сарапульский электрогенераторный завод перешел на выпуск товаров для гражданского потребления. Первым товаром стала партия ЭК-2, электротележки грузоподъемностью 2 т, в которых водители управляли машиной стоя. Не прошло и года, как модель была запущена в серийное производство.

Электротранспорт в стране был необходим, и завод постоянно повышал и объем, и качество продукции. В новых разработках кары ЕТ водители уже не стояли, а удобно сидели в кабине. Преимущества сарапульских электротележек быстро оценили за границей, в страны соцлагеря и на Ближний Восток с завода пошел устойчивый экспортный поток. Крупнейшие предприятия, заводы и порты страны уже не представляли работы без маленьких, но незаменимых электрокаров. 2000 ЕТ в год, сходящих с конвейера – в то время это был рекорд электротранспортного производства.

Первый год нового тысячелетия завод отметил началом серийного выпуска ЕТ 2013 на аккумуляторных батареях кислотного типа. Чуть позже кары обзавелись удобными раскладными бортами, затем - водительской кабиной новой конструкции из современного пластика. И сегодня основной девиз СЭГЗ - не останавливаться на достигнутом!