История и применение грузоподъемного оборудования

Современное производство оперирует все возрастающими массами грузов и объемами продукции. Монтируются новые цеха, нередко оборудование даже тяжелого машиностроения «переезжает» на другие континенты (в связи с переносом производства из развитых стран в развивающиеся). Что уж говорить о строительстве, добывающей отрасли и проч. Во всех этих отраслях просто необходимо подъемное оборудование: лебедки, тали, домкраты, погрузчики, подъемные краны разных модификаций и проч.

Вообще, везде, где шло развитие и технический прогресс, появлялись все новые приспособления для перемещения грузов в пространстве. В давние времена применялась лишь простая сила человеческого тела, соответственно, требовалось ее очень много. Например, распространена версия, что при возведении пирами использовались простейшие методы – плиты волоком поднимали по наклонной насыпи несколько десятков человек. По другой версии, система была чуть сложнее, в ней фигурировала система стоек и смазанной маслом бревенчатой дороги, однако и этот способ не намного продуктивнее предыдущего. При этом нужно было поднимать плиты массой порядка 3 тонн на высоту более 100 метров при наклоне в 50 градусов. Поистине, адский труд. Были бы у них тали для промышленности (способны поднимать до 10 тонн) или подъемный кран – было бы египтянам гораздо проще.

Но до этого было еще далеко. Впрочем, еще с античности были известны принципы действия подъемных механизмов, таких, как рычаг, ворот или лебедка. Но отсутствие достаточно прочных материалов практически не позволяло использовать их для очень тяжелых грузов.

Огромный вклад в развитие грузоподъемного оборудования внес Леонардо да Винчи, применив известные механические принципы в конструкции своих устройств. Это различные системы винтов и блоков, зубчатой передачи, и даже прообраз подъемного крана и первый домкрат для поднятия грузов также приписывают Леонардо. Он использовал дерево, металл, прочные канаты. В движение конструкции приводились не только живой силой (человека или животного), но и механическими силами (вода, пар, система противовесов, пружины и проч.) Многие из этих устройств успешно дорабатывались и применялись.

Но, конечно же, переворот в грузоподъемной технике совершился в эру электричества, это середина XIX века. Простейшие устройства для поднятия грузов стали работать от электрического привода, тогда же появилась такая техника целиком из металла (деревянные части слишком быстро изнашивались). Все это значительно повысило производительность труда, скорость работы, грузооборот.

С ростом прогресса устройства для перемещения грузов становились все сложнее, разнообразнее и совершеннее. На сегодняшний момент их спектр чрезвычайно широк, разные виды этой техники работают с грузами от нескольких десятков килограмм до двух тысяч тонн! Грузоподъемное оборудование применяется в 70 отраслях и сферах человеческой деятельности. Причем актуальны не только электрические приборы, но и оборудование с ручным и пневматическим приводом – при небольших объемах работы, где это выгоднее и удобнее, или во взрывоопасных условиях, где нежелательна любая искра.